irina_goud (irina_goud) wrote,
irina_goud
irina_goud

ОТ ТРАНСЛЯЦИИ ЗНАНИЙ– К ОБУЧЕНИЮ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ

Уважаемые коллеги!
Мы представляем Вашему вниманию статью активного члена нашей организации - МОО "Женщины в науке и образовании"
профессора Т.В. Потаповой. Татьяна Васильевна, в числе прочих своих замечательных проектов, в 2000 и 2003 годах руководила детскими программами  "Ученые - детям" и "Малыши и няньки" в Воронеже. Работа проходила в рамках конференций "Математика. Образование. Экология. Гендерные проблемы". Эти мероприятия вызвали
профессиональное восхищение и оставили после себя теплые воспоминания в среде коллег и детей-участников программ.
Настоящей статьей мы начинаем обсуждение важной для всех работников образования темы,
которую сегодня чаще всего обозначают словами
"компетентностный подход в образовании".
 
ОТ ТРАНСЛЯЦИИ ЗНАНИЙ – К ОБУЧЕНИЮ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ
Т.В. Потапова
Татьяна Васильевна Потапова: [potapova@belozersky.msu.ru].
Доктор  биологических  наук,  ведущий  научный  сотрудник  отдела  математических  методов  в
биологии НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского МГУ, автор более130 научных работ в области биофизики
живых клеток и межклеточных взаимодействий. Десятки лет Татьяна Васильевна активно занимается
научно–просветительской деятельностью, сотрудничает с Всероссийским обществом охраны природы и
МОО«Женщины  в  науке  и  образовании», руководит  экспериментами  по  внедрению  передовых  научно–
практических рекомендаций в работу детских садов, разработала и ведет в МГУ программу повышения
квалификации«Исследование природы вместе с детьми» [http://kids.genebee.msu.su].
Эту статью Татьяна Васильевна специально написала для широкого обсуждения заинтересованной
общественностью.  В  конце  статьи– список  публикаций  для  более  детального  ознакомления  с  темой
обсуждения.  Можно  встретиться  для  обсуждения  на XX Международной  конференции«Математика.
Компьютер. Образование» в Пущино-на-Оке28 января–3 февраля2013 г.: информация о конференции на
сайте [www.mce.su].

    Общая  мировая  тенденция  в  реформировании  образования  в XXI веке– переход  от
трансляции знаний к обучению решению проблем. В конце прошлого века группа ученых Научного
центра  биологических  исследований  в  Пущино–на–Оке  встала  на  этот  путь  в  связи  с  задачей
развития форм и методов экологического образования. Дело в том, что в Пущино с момента его
основания ученые тесно сотрудничали со школами. При советской власти, Пущинский научный
центр принимал участие в Международной программе «Человек и Биосфера» и наряду с научными
разработками в те годы было создано множество форм трансляции экологических знаний разным
группам населения. В частности, была создана Детская экологическая станция, которая с блеском
представляла нашу страну на Международной выставке«ЭКСПО-80» в Японии. Увы! – в1984 г. в
результате деловых игр, проведенных под руководством П.Щедровицкого, был сделан вывод, что
экологические знания сами по себе не создают мотиваций к экологически грамотному поведению и
необходимо искать какие-то другие механизмы.
   Вдохновленные  трудом  основателя  Римского  клуба  А.  Печчеи «Человеческие  качества»,
пущинские  ученые–энтузиасты  во  главе  с  К.Б.  Асланиди  создали  специальную  структуру
«Лабораторию оптимизации природопользования» (ЛОП), в рамках которой осуществили около 40
хозрасчетных  программ  и  проектов  смешанными  коллективами  ученых  и  детей.  Основной
образовательной парадигмой ЛОП было обучение детей выявлять, предотвращать и решать низко
затратными эффективными способами экологические проблемы. Воплощался в жизнь этот принцип
путем совместной деятельности взрослых и детей при обязательном участии в роли наставника
экологически компетентного ученого. Опыт работы ЛОП тех лет хранится в виде томов отчетов с
цифрами  и  графиками,  фото  и  видеоматериалами.  Вся  эта  информация  остается  по  сей  день
невостребованной  со  стороны  отечественных  реформаторов  образования,  которые  сочиняют
рекомендации в общем виде, не опускаясь до конкретики.
   Недавно  я  немного  реанимировала  Пущинский  опыт,  включив  его  в  учебную  программу
повышения квалификации «Исследование природы вместе с детьми», которая реализуется с 2011 года
факультетом биоинженерии и биоинформатики МГУ как платная образовательная услуга, но наряду
с этим доступна для бесплатного ознакомления на сайте«Ученые–детям» [http://kids.genebee.msu.su].
Содержание программы: I. История и современные задачи исследования Природы(16ч). II.
Общественная  поддержка  исследований  природы  вместе  с  детьми (8ч). III.  Организация
исследований  природы  вместе  с  детьми (30ч). IV.  Отдельные  формы  и  методы  исследований
природы вместе с детьми (16ч). Цель обучения: подготовка к созданию и реализации конкретных
проектов по исследованию природы вместе с детьми. Введение в курс современных представлений о
роли  общения  с  природой  для  развития  личности,  о  развитии  навыков  и  мотиваций
исследовательской  деятельности  у  детей  дошкольного  и  младшего  школьного  возраста.  По
окончании  курса  повышения  квалификации  выпускник  должен  понимать  характер  и  круг
проблематики  исследования  природы  вместе  с  детьми,  своеобразие  методов  и  форм
исследовательской  деятельности  с  участием  детей  и  уметь  использовать  эти  представления  при
создании и реализации конкретных исследовательских задач и проектов.
Опыт  работы  с  этой  программой  в  прошедшем  учебном  году  принес  очень  ценные
свидетельства того, что в детских садах (д/с) и школах Москвы еще жива культура привлечения
детей к исследованию природы, которая в XX веке процветала на базе отечественных станций юных
натуралистов и юных техников, в школьных лесничествах, в кружках при летних лагерях отдыха.
В XXI веке  дети  все  более  погружаются  в  мир  увлекательных  искусственных  вещей,
неизбежно теряя при этом интерес к живой природе и, что особенно опасно, – исследовательские
мотивации в целом. Объекты искусственного мира сделаны по уже известным законам природы и не
возбуждают в такой мере воображение и исследовательскую активность детей, как мир природы,
который еще далеко не полностью познан и открыт! Чтобы сберечь у подрастающего поколения
исследовательские мотивации, совершенно необходимо приобщать детей с самого раннего возраста
к исследованию законов природы, используя все  возможности, которые предоставляет нам жизнь
здесь и сейчас.
   В 2007–2009 г.г. сотрудники и студенты МГУ проводили семейные научно-просветительские
акции «Деревья рядом с нами» для своих детей и внуков. Составили карту-схему  расположения
деревьев16 видов вокруг Лабораторных корпусов «А» и «Б» и Биофака, сфотографировали деревья и
листья,  подготовили  раздаточные  папки.  В  сентябре  в  честь  Дня  Работников  Леса  наставники
проводили детей и внуков по дорожкам вокруг своих рабочих корпусов, знакомили их с разными
видами деревьев, помогали собрать листья для гербариев, а также плоды и семена для создания
узоров  в  чашках  Петри.  Дети 5-10 лет  увлеченно  занимались  под  руководством  родственников
научным поиском, вдохновенно создавали композиции из ягод и семян, с достоинством принимали
грамоты «Друг Леса». Взрослые общались друг с другом.
   VIII Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на
Земле» [www.chemeco.ru] в2010–2011 г.г. пригласил к участию семьи с дошкольниками и младшими
школьниками, предложив познакомиться на сайте «Ученые– детям» с примерами такой работы.
Результаты превзошли самые смелые ожидания организаторов: из 30 регионов России поступило
более 60 отчетов по итогам исследований, выполненных в городах и селах с участием дошкольников
и младших школьников на самом высоком современном уровне с помощью Интернет-ресурсов.
В рамках VII Фестиваля науки (12–14 октября2012 г.) сотни гостей Выставки в Шуваловском
учебном корпусе МГУ испытали радость непосредственного погружения в мир живой Природы в
творческой мастерской по созданию узоров из природного материала в лабораторных пластиковых
чашечках. Происходило это погружение в атмосфере заинтересованного общения со студентами и
аспирантами МГУ по научным вопросам. Жаль, что продолжалось оно всего 3 дня.
Уникальной площадкой для обучения детей и взрослых решению проблем могут быть наши
типовые детские сады. По программе «Исследование природы вместе с детьми» прошли обучение
девять  специалистов  детского  сада  №1820  г. Москвы  и  в  настоящее  время  проектно–
исследовательская деятельность дошкольников прочно укоренилась в каждодневной работе этого
учреждения, поддерживающего разносторонние продуктивные контакты с сотрудниками МГУ. В
ходе взаимодействия ученых МГУ с коллективом детского сада №1820 проявились две важных
проблемы: (1)  Нарушение  речевого  общения  у  детей,  поступающих  в  детский  сад.
(2) Пренебрежение со стороны управляющих структур экологической культурой озеленения территорий
детских садов.
   Далее– немного подробнее об этих проблемах и возможных путях их решения.
Помощь детям с нарушениями речевого общения.
Специалисты  д/с  №1820, обратив  внимание  на  массовые  нарушения  развития  языковых
способностей и мышления дошкольников по сравнению с тем, что было совсем недавно, решили
помочь  детям,  следуя  совету  Ушинского: «Если  же  внимание  ребенка  слабо,  речь  его  очень
отрывиста  и  бессвязна,  выговор  слов  плох,  то  лучше,  не  начиная  методического  обучения,
подготовляйте  его  к  нему  беседой  о  предметах,  окружающих  дитя  или  изображенных  на
картинках…» [1]. Мы  исследовали  возможности  развития  языковых  способностей  и  мышления
современных городских детей путем введения детей в мир экологической культуры с помощью
специальных  текстов,  тестов  и  картинок  на  бумажных  и  электронных  носителях.  Эксперимент
полностью  подтвердил  выводы  современной  науки  о  закономерностях  развития  языковых
способностей человека[2–4].
   Педагоги д/с №1820, вводя детей в мир экологической культуры через речевое общение по
поводу наглядных образцов явлений и объектов природы, убедились, что при этом, действительно,
детей  не  нужно  было  заставлять  учиться  языку  и  мышлению:  дети  с  энтузиазмом  стремились
интерпретировать все вокруг, обсуждая свои представления с педагогами и другими детьми. Дети, у
которых на других занятиях не особенно проявлялась внутренняя потребность слышать и понимать
речь,  на  занятиях  речевым  общением  в  контексте  экологической  культуры  активно  стремились
узнавать  названия  предметов  и  явлений  и  использовать  эти  символы,  демонстрируя  порой
незаурядную работу мышления. Дети утром, уже с порога детского сада спрашивали: «А сегодня
будем отвечать на вопросы?» «А вы не забыли, что сегодня– моя очередь?».
   В конце прошлого века была создана книга «Экологическая азбука для детей и подростков»
[5], в которой обсуждаются экологические проблемы прямо с самими детьми разного возраста. На
основе этой книги я подготовила несколько пособий для занятий с дошкольниками и оснастила их
большим числом картинок из сети Интернет. В комплект пособий вошли: (1) Словарь. (2) Две книги
для чтения: «Азбука экологических проблем» и «Где мы были, что мы видели». (3) Рисуночные
тесты к «Азбуке экологических проблем». (4) Компьютерные презентации обеих книг для чтения.
(5) Обучающие тесты к книге «Где мы были, что мы видели». (6) Азбука правильных дел.
   При занятиях с разными группами детей оказался разным тот путь, по которому наставники
следовали от пособия к пособию, от бумажного носителя к компьютерной презентации и обратно,
решая  основную  задачу:  сделать  ребенка  активным  участником  поиска  знаний  и  работы  с
информацией для лучшего понимания жизненных ситуаций. Успех эксперимента подтвердил, что
современный ребенок усваивает основы экологической культуры, включая их в свой внутренний мир
как реальные ситуации из доступного ему окружения или воображаемые ситуации из мира сказок
[6,7]. Необходимое условие того, чтобы любые интересные и увлекательные занятия по исследованию
природы  вместе  с  детьми,  действительно,  плодотворно  сказывались  на  развитии  языковых
способностей и мышления детей, – полноценное речевое общение между наставником и ребенком.
Задача такого общения– привлечь внимание ребенка к тому, что вполне обычные предметы и
явления вокруг него могут находиться в разном экологическом состоянии. Понять, что же вокруг
хорошо, а что плохо с точки зрения экологии, можно, когда у тебя есть нужные знания. А знания
нужно  уметь  искать.  Помочь  в  этом  могут  специальные  пособия  для  занятий  с  детьми
информационным  поиском  в  области  экологической  культуры.  Комплект  таких  пособий  мы
разработали и апробировали, вопрос в том, как его тиражировать и внедрить а работу д/с?
   Обеспечение экологически грамотного озеленения территорий детских садов.
В СССР существовала единая система из 200000 д/с. Группа специалистов Минобразования
СССР обеспечивала их согласованную работу с помощью единых нормативно-правовых документов
и  контроля  за  выполнением  условий,  необходимых  для  эффективного  функционирования  всей
системы и отдельных ее частей: организационно-управленческих, научно-методических, финансово-экономических и пр.
После распада СССР сеть д/с существенно сократилась: к XXI в. в России
осталось всего около 50000 д/с, но они все еще действовали согласованно под государственным
управлением как общенациональная система. В1994 г. было подписано Министром образования РФ
(Е.В. Ткаченко) и Министром охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (В.И. Данилов-Данильян)
 совместное  Постановление «Об  экологическом  образовании  обучающихся  в
образовательных учреждениях». Вслед за этим было подписано соглашение между Всероссийским
обществом охраны природы (ВООП), Минэкологии РФ и Управлением дошкольного образования
Минобразования РФ о проведении ежегодных смотров–конкурсов по экологическому образованию в
д/с.  Опираясь  на  эти  документы,  подразделения  ВООП  на  местах  могли  получать  финансовую
поддержку из экологических фондов на работу с д/с. Центральный совет ВООП с помощью ученых
последовательно включал научные рекомендации и передовой опыт в условия ежегодных
смотров-конкурсов и программы обучающих проблемных конференций в1997, 1999, 2001, 2003, 2005, 2007 и
2010 г.г.. Сегодня и эти конференции приказали долго жить.
4 Анализируя  опыт  взаимодействия  ЦС  ВООП  с  д/с,  можно  убедиться,  как  по-настоящему
эффективно решаются задачи начального экологического образования и воспитания там, где удается
наладить системно и целенаправленно межведомственные взаимодействия. К сожалению, именно
такая работа представляет для современного российского общества очень трудную задачу. Огромное
количество  благих  намерений  разбивается о  межведомственные  барьеры, главный  из  которых–
сложность передачи бюджетных средств на решение вневедомственных задач. В конце прошлого
века задача усовершенствования участков детских садов как эколого–развивающей среды частично
решалась с помощью экологических фондов. Теперь эта поддержка во многих местах ослабла, а
Минприроды РФ вообще исключило из своих функций заботу об экологическом образовании и
просвещении  населения,  что  сразу  больно  ударило  по  конкретной  практической  работе
зарождающегося  гражданского  общества  с  д/с  на  местах.  Правительственная  реформа 2005 г.
полностью ликвидировала на Федеральном уровне функцию управления системой д/с, передав ее в
регионы и местным органам власти. Кто и что выиграл от такой реформы? – Во всяком случае, не
дети России!
   Большинство д/с России имеют отдельные здания и около1 га хорошо озелененных территорий
для выполнения оздоровительных, рекреационных и эколого-воспитательных функций. Типовой д/с
– это настоящий природно- хозяйственный комплекс, или, по современным понятиям, окружающая
среда, которая должна в режиме устойчивого развития удовлетворять основные потребности ребенка
в здоровом образе жизни, физическом и психическом развитии, обеспечивать его экологическую
безопасность,  предоставлять  условия  и  возможности  для  формирования  основ  экологической
культуры [7]. Д/с могли бы идеально служить в нашем обществе действующими моделями для
повседневного тренинга в экологически безопасном природопользовании и экологически грамотном
использовании ресурсов. Необходимое условие для реализации такого потенциала д/с– эффективная
общественная  поддержка:  помощь  в  тщательном  экологическом  обследовании  всех  сторон  их
работы,  грамотном  анализе  полученной  информации  и  принятии  на  основе  этого  анализа
оптимальных  управленческих решений, помощь в практической реализации научных рекомендаций
[8].  Мой  личный  опыт–  живое  свидетельство  тому,  что  педагогические  коллективы  д/с
восприимчивы к контактам с учеными и после некоторой взаимной «притирки» можно найти очень
много интересных форм совместного творчества. Мешают– бюрократы, которых становится все
больше и больше и которые все дальше и дальше отрываются в своих указаниях от основной задачи
д/с– обеспечивать полноценное развитие детей, вводя их в мир современной культуры.
В 2005-2007 г.г. студенты и школьники по программе “Make a connection” определили все
виды деревьев на участках двух московских детских садов; составили карты-схемы расположения
деревьев; заложили на одном из участков уголок леса. В ходе работы студенты и школьники сами
проводили занятия и игры с малышами, общались с ними, снимали занятия фото- и видеокамерой, а
потом  приходили  к  детям  в  гости  с  портативным  компьютером,  и  таким  образом  малыши
приобщались к современным информационным технологиям. Старшие наставники учили малышей
узнавать деревья, помогали полюбить их. Вместе собирали гербарии из листьев деревьев, создавали
узоры из ягод и семян в пластиковых лабораторных чашечках. Учили, как правильно сделать и
повесить птичий домик, играли в познавательные экологические игры.
   Важно отметить, что средства благотворительных грантов (игрушечных размеров от$800 до
$1000!) молодежь тратила только на расходные материалы: канцелярские товары и комплектующие
для компьютеров, лабораторный пластик, искусственный мех и стройматериалы, саженцы и почву.
Вдохновляла  всех  замечательная  идея: развитие  жизненных  навыков  через  благотворительность.
Есть большая разница в том, с какой идеей брать в руки лопату. Одно дело, когда тебя гонят из-под
палки, непонятно кто и непонятно куда. Другое дело, когда солидная фирма дает тебе средства на
развитие твоих жизненных навыков, и ты берешься рыть землю, чтобы подарить малышам уголок
леса, в котором весной будут радовать глаз первоцветы, а осенью можно будет устроить праздник
Леса для гостей-ветеранов. Отрадно  то,  что  молодежь  в  этой  работе  находила  поддержку,
понимание  и  добрые
квалифицированные  советы  у  специалистов,  весьма  далеких  от  проблем
д/с:  в  Академии
коммунального хозяйства, Мосзеленхозе и Главном Ботаническом саду РАН,
в Ботаническом саду
МГУ и на Звенигородской биостанции МГУ, в Московском Клубе цветоводов
и Всероссийском
институте лекарственных и ароматических растений. Деревья и формируемые
ими сообщества– леса требуют к себе нестандартного подхода,
поскольку срок их биологического существования исчисляется десятилетиями и столетиями. Здесь
требуется  перспективное  мышление  и  необходимость  наличия  у  человека  особых  нравственных
начал,  основанных  на  заботе  о  людях  будущих  поколений.  В  период  с 2009 по2012 г.г.
представления о лесе органично вошли в работу с детьми педагогов и воспитателей детского сада
№1820 г.  Москвы  как  составная  часть  эксперимента «Детский  сад– эталон  экологической
культуры». Были разработаны и реализованы разнообразные проекты с участием  детей от 4 до7 лет:
«Исследование деревьев на территории детского сада». «Изучение свойств древесины». «Выгонка
листьев из почек на срезанных ветках разных видов деревьев». «Птицы нашего города» «Бобры–
строители» «В гостях у леса».
    В занятиях с детьми по теме «ЛЕС», как и при освоении других
разделов,  воспитатели,  специалисты  и  педагоги  дополнительного  образования  используют
интегрированный подход, при котором сочетаются проектно-исследовательская и изобразительная
деятельность,  музыка,  физическая  культура,  игры,  театральная  деятельность,  знакомство  с
литературой,  просмотр  телепередач,  экскурсии.  Большое  внимание  уделяется  организации
самостоятельной деятельности детей.
   Незаменимые богатые возможности для каждодневного общения детей с представителями
естественной лесной флоры в своем непосредственном окружении создает уголок леса, который был
заложен в 2010 г. на участке детского сада с помощью специалистов МГУ и с тех пор продолжает
развиваться  и  пополняться  новыми  представителями  лесной  флоры.  Сейчас  ведется
доукомплектование  его  кустарниками  и  травами  для  создания  образа  полноценного  лесного
сообщества.
   К сожалению, продолжает действовать закономерность, по которой вслед за радостью от
творческой общественной активности следуют огорчения. В наши дни в одном из детских садов,
аккумулировавших  несколько  лет  назад  творческую  энергию  московской  молодежи,  в  итоге
очередных административных реформ уничтожены и экологическая лаборатория, и уголок леса.
И это– не случайность. В московских бюджетах на 2012–2016 г.г., ни Департаментом образования,
ни  Департаментом  природопользования  не  предусмотрена  целевая  поддержка  развития  участков
детских садов с учетом современных научных рекомендаций по экологической культуре озеленения
вопреки угрожающей тенденции устилать участки плиткой и оснащать исключительно средствами
физического  развития  детей  в  ущерб  их  эстетическому,  нравственному  и  интеллектуальному
развитию. Вряд ли ретивые менеджеры, изобретающие все новые и новые пути реформирования
образования,  напрямую  преследуют  цель  ликвидировать  у  подрастающего  поколения  России
способности к мышлению. Скорее всего, они даже не догадываются о том, какую роль в развитии
мышления детей играет непосредственное общение с природными объектами. Однако, даже если и
нет злого умысла в обеднении природной среды на участках детских садов, приведет это к тому, что
мы получим в ближайшем будущем катастрофическое возрастание количества детей с недоразвитой
устной  речью (и,  соответственно,  мышлением!).  Чтобы  предотвратить  такие  последствия,
необходимо всеми мерами обеспечить детским садам поддержку просвещенной общественности
[8–18].
   Начиная с 2000 г., МОО «Женщины в науке и образовании» систематически включает работу
с дошкольниками в программы своих конференций [www.awse.ru]. В 2003 г. студенты Астраханского
технического  университета  провели  исследование  экологического  состояния  территорий8 д/с  в
городе  и  доложили  результаты  своей  работы  на  конференции  МОО «ЖНО». В 2006 г.  на
конференции МОО «ЖНО» в Дубне педагоги и ученые обсудили опыт исследования экологических
проблем д/с студентами университета«ДУБНА». В 2012 г. на XIX Международной конференции
«Математика.  Компьютер.  Образование»  были  представлены 9  сообщений  о  результатах
эксперимента по внедрению концепции «Детский сад– эталон экологической культуры» в условиях
XXI века московским д/с №1820. Буду рада, если поднятый в этой статье круг проблем заинтересует
просвещенную  общественность  и  вызовет  к  жизни  реальные  конкретные  формы  поддержки
полноценного функционирования близлежащих детских садов вопреки активности непросвещенных
бюрократов.
   «Научное образование так необходимо для нравственного поведения, что невежество
следует отнести к наиболее безнравственным явлениям. Мать, по невежеству
воспитывающая своего ребенка против гигиены, ведет себя безнравственно относительно
своего потомства, несмотря на свои чувства симпатии…То же самое можно сказать и
относительно правительства, игнорирующего законы природы, которые управляют жизнью
человека и общества» (И.И. Мечников— русский и французский зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и
патолог. Один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель
фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии
воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, основатель научной геронтологии, лауреат
Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908).)
Вполне конкретными шагами в направлении экологически грамотного озеленения территорий
детских садов могут стать:  расширение разнообразия видов деревьев и кустарников;  ландшафтный
дизайн; уход за уже существующими посадками и т.д. и т.п.
  
    Литература:
1.  Ушинский К.Д.. «Родное Слово: Книга для детей и родителей». – Новосибирск, 1994.
2.  Лисина М.И. «Общение, личность и психика ребенка». – Москва-Воронеж, 1997.
3.  Выготский Л.С.«Психология развития как феномен культуры». – Москва-Воронеж, 1996.
4.  Лоренц К.. «Оборотная сторона зеркала». – М., 1998.
5.  Асланиди  К.Б.,  Малярова  М.А.,  Потапова  Т.В.,  Рыбальский  Н.Г.,  Цитцер  О.Ю..
"Экологическая азбука для детей и подростков". – М., 1995.
6.  Асланиди К.Б., Потапова Т.В.«Концепция экологического воспитания дошкольников» //
Мир психологии, 1997. №1.
7.  Потапова Т.В. (Редактор-составитель) «Детский сад- эталон экологической культуры» - М.,
2004.
8.  Т.В. Потапова, О.В. Морозова, В.А. Волков. 2002. "Повестка дня на21 век для дошкольных
образовательных учреждений". // Управление ДОУ. №3. Стр.108-118.
9.  T. Potapova.  «School children as EE teachers for pre-school age children». // CONNECT, Sept.
1995.
10. К.Б.  Асланиди,  Т.В.  Потапова. 1996. «Привлечение  школьников  к  экологическому
воспитанию дошкольников». // "Известия Японского Фонда защиты дикой природы, апрель
1996. Стр.5-7. (яп. яз.).
11. Т. В. Потапова. 2011. «Экологическая лаборатория в детском саду» // Методист ДОУ №7.
Стр.4–44.
12. Т.В.  Потапова. 2003. «Роль  исследовательской  деятельности  студентов  и  школьников  в
решении  проблемы  экологической  безопасности  детских  садов». //ТезисыVIII
Международной  конференции«Нелинейный  мир:  Образование.  Экология.  Экономика.
Информатика» (15-20 сентября2003 г., Астрахань).
13. Т.В. Потапова и др. 2006. «Молодежный исследовательский проект в помощь детскому саду»
// ТезисыXIII Международной  конференции«Математика.  Компьютер.  Образование». (г.
Дубна. 23-28 января2006 г.). Стр.338.
14. Т. В. Потапова. 2007. «Праздник леса в детском саду» //«В мире науки» №1: стр.88-89.
15. Т. В. Потапова. 2009. «Семинар нерешенных проблем: векXXI». М.: «У Никитских ворот» –
336 с.
16. Web-сайт «Ученые– детям»[http://kids.genebee.msu.su].
17. Web-сайт «Детские проекты»[www.kidworks.ru].
18. Т. В. Потапова. 2011. «Приобщение дошкольников к идее устойчивости взаимодействий
человека и природы» // Сб. «БИОСФЕРА-ПОЧВЫ-ЧЕЛОВЕЧЕСТВО: УСТОЙЧИВОСТЬ И
РАЗВИТИЕ:  Материалы  Всероссийской  научной  конференции,  посвященной80-летию
профессора А.Н. Тюрюканова. – М.: Фонд«Инфосфера» - НИА-Природа. Стр.322-331.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments