?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
ОТ ТРАНСЛЯЦИИ ЗНАНИЙ– К ОБУЧЕНИЮ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ
irina_goud
Уважаемые коллеги!
Мы представляем Вашему вниманию статью активного члена нашей организации - МОО "Женщины в науке и образовании"
профессора Т.В. Потаповой. Татьяна Васильевна, в числе прочих своих замечательных проектов, в 2000 и 2003 годах руководила детскими программами  "Ученые - детям" и "Малыши и няньки" в Воронеже. Работа проходила в рамках конференций "Математика. Образование. Экология. Гендерные проблемы". Эти мероприятия вызвали
профессиональное восхищение и оставили после себя теплые воспоминания в среде коллег и детей-участников программ.
Настоящей статьей мы начинаем обсуждение важной для всех работников образования темы,
которую сегодня чаще всего обозначают словами
"компетентностный подход в образовании".
 
ОТ ТРАНСЛЯЦИИ ЗНАНИЙ – К ОБУЧЕНИЮ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ
Т.В. Потапова
Татьяна Васильевна Потапова: [potapova@belozersky.msu.ru].
Доктор  биологических  наук,  ведущий  научный  сотрудник  отдела  математических  методов  в
биологии НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского МГУ, автор более130 научных работ в области биофизики
живых клеток и межклеточных взаимодействий. Десятки лет Татьяна Васильевна активно занимается
научно–просветительской деятельностью, сотрудничает с Всероссийским обществом охраны природы и
МОО«Женщины  в  науке  и  образовании», руководит  экспериментами  по  внедрению  передовых  научно–
практических рекомендаций в работу детских садов, разработала и ведет в МГУ программу повышения
квалификации«Исследование природы вместе с детьми» [http://kids.genebee.msu.su].
Эту статью Татьяна Васильевна специально написала для широкого обсуждения заинтересованной
общественностью.  В  конце  статьи– список  публикаций  для  более  детального  ознакомления  с  темой
обсуждения.  Можно  встретиться  для  обсуждения  на XX Международной  конференции«Математика.
Компьютер. Образование» в Пущино-на-Оке28 января–3 февраля2013 г.: информация о конференции на
сайте [www.mce.su].

    Общая  мировая  тенденция  в  реформировании  образования  в XXI веке– переход  от
трансляции знаний к обучению решению проблем. В конце прошлого века группа ученых Научного
центра  биологических  исследований  в  Пущино–на–Оке  встала  на  этот  путь  в  связи  с  задачей
развития форм и методов экологического образования. Дело в том, что в Пущино с момента его
основания ученые тесно сотрудничали со школами. При советской власти, Пущинский научный
центр принимал участие в Международной программе «Человек и Биосфера» и наряду с научными
разработками в те годы было создано множество форм трансляции экологических знаний разным
группам населения. В частности, была создана Детская экологическая станция, которая с блеском
представляла нашу страну на Международной выставке«ЭКСПО-80» в Японии. Увы! – в1984 г. в
результате деловых игр, проведенных под руководством П.Щедровицкого, был сделан вывод, что
экологические знания сами по себе не создают мотиваций к экологически грамотному поведению и
необходимо искать какие-то другие механизмы.
   Вдохновленные  трудом  основателя  Римского  клуба  А.  Печчеи «Человеческие  качества»,
пущинские  ученые–энтузиасты  во  главе  с  К.Б.  Асланиди  создали  специальную  структуру
«Лабораторию оптимизации природопользования» (ЛОП), в рамках которой осуществили около 40
хозрасчетных  программ  и  проектов  смешанными  коллективами  ученых  и  детей.  Основной
образовательной парадигмой ЛОП было обучение детей выявлять, предотвращать и решать низко
затратными эффективными способами экологические проблемы. Воплощался в жизнь этот принцип
путем совместной деятельности взрослых и детей при обязательном участии в роли наставника
экологически компетентного ученого. Опыт работы ЛОП тех лет хранится в виде томов отчетов с
цифрами  и  графиками,  фото  и  видеоматериалами.  Вся  эта  информация  остается  по  сей  день
невостребованной  со  стороны  отечественных  реформаторов  образования,  которые  сочиняют
рекомендации в общем виде, не опускаясь до конкретики.
   Недавно  я  немного  реанимировала  Пущинский  опыт,  включив  его  в  учебную  программу
повышения квалификации «Исследование природы вместе с детьми», которая реализуется с 2011 года
факультетом биоинженерии и биоинформатики МГУ как платная образовательная услуга, но наряду
с этим доступна для бесплатного ознакомления на сайте«Ученые–детям» [http://kids.genebee.msu.su].
Содержание программы: I. История и современные задачи исследования Природы(16ч). II.
Общественная  поддержка  исследований  природы  вместе  с  детьми (8ч). III.  Организация
исследований  природы  вместе  с  детьми (30ч). IV.  Отдельные  формы  и  методы  исследований
природы вместе с детьми (16ч). Цель обучения: подготовка к созданию и реализации конкретных
проектов по исследованию природы вместе с детьми. Введение в курс современных представлений о
роли  общения  с  природой  для  развития  личности,  о  развитии  навыков  и  мотиваций
исследовательской  деятельности  у  детей  дошкольного  и  младшего  школьного  возраста.  По
окончании  курса  повышения  квалификации  выпускник  должен  понимать  характер  и  круг
проблематики  исследования  природы  вместе  с  детьми,  своеобразие  методов  и  форм
исследовательской  деятельности  с  участием  детей  и  уметь  использовать  эти  представления  при
создании и реализации конкретных исследовательских задач и проектов.
Опыт  работы  с  этой  программой  в  прошедшем  учебном  году  принес  очень  ценные
свидетельства того, что в детских садах (д/с) и школах Москвы еще жива культура привлечения
детей к исследованию природы, которая в XX веке процветала на базе отечественных станций юных
натуралистов и юных техников, в школьных лесничествах, в кружках при летних лагерях отдыха.
В XXI веке  дети  все  более  погружаются  в  мир  увлекательных  искусственных  вещей,
неизбежно теряя при этом интерес к живой природе и, что особенно опасно, – исследовательские
мотивации в целом. Объекты искусственного мира сделаны по уже известным законам природы и не
возбуждают в такой мере воображение и исследовательскую активность детей, как мир природы,
который еще далеко не полностью познан и открыт! Чтобы сберечь у подрастающего поколения
исследовательские мотивации, совершенно необходимо приобщать детей с самого раннего возраста
к исследованию законов природы, используя все  возможности, которые предоставляет нам жизнь
здесь и сейчас.
   В 2007–2009 г.г. сотрудники и студенты МГУ проводили семейные научно-просветительские
акции «Деревья рядом с нами» для своих детей и внуков. Составили карту-схему  расположения
деревьев16 видов вокруг Лабораторных корпусов «А» и «Б» и Биофака, сфотографировали деревья и
листья,  подготовили  раздаточные  папки.  В  сентябре  в  честь  Дня  Работников  Леса  наставники
проводили детей и внуков по дорожкам вокруг своих рабочих корпусов, знакомили их с разными
видами деревьев, помогали собрать листья для гербариев, а также плоды и семена для создания
узоров  в  чашках  Петри.  Дети 5-10 лет  увлеченно  занимались  под  руководством  родственников
научным поиском, вдохновенно создавали композиции из ягод и семян, с достоинством принимали
грамоты «Друг Леса». Взрослые общались друг с другом.
   VIII Всероссийский конкурс учебно-исследовательских экологических проектов «Человек на
Земле» [www.chemeco.ru] в2010–2011 г.г. пригласил к участию семьи с дошкольниками и младшими
школьниками, предложив познакомиться на сайте «Ученые– детям» с примерами такой работы.
Результаты превзошли самые смелые ожидания организаторов: из 30 регионов России поступило
более 60 отчетов по итогам исследований, выполненных в городах и селах с участием дошкольников
и младших школьников на самом высоком современном уровне с помощью Интернет-ресурсов.
В рамках VII Фестиваля науки (12–14 октября2012 г.) сотни гостей Выставки в Шуваловском
учебном корпусе МГУ испытали радость непосредственного погружения в мир живой Природы в
творческой мастерской по созданию узоров из природного материала в лабораторных пластиковых
чашечках. Происходило это погружение в атмосфере заинтересованного общения со студентами и
аспирантами МГУ по научным вопросам. Жаль, что продолжалось оно всего 3 дня.
Уникальной площадкой для обучения детей и взрослых решению проблем могут быть наши
типовые детские сады. По программе «Исследование природы вместе с детьми» прошли обучение
девять  специалистов  детского  сада  №1820  г. Москвы  и  в  настоящее  время  проектно–
исследовательская деятельность дошкольников прочно укоренилась в каждодневной работе этого
учреждения, поддерживающего разносторонние продуктивные контакты с сотрудниками МГУ. В
ходе взаимодействия ученых МГУ с коллективом детского сада №1820 проявились две важных
проблемы: (1)  Нарушение  речевого  общения  у  детей,  поступающих  в  детский  сад.
(2) Пренебрежение со стороны управляющих структур экологической культурой озеленения территорий
детских садов.
   Далее– немного подробнее об этих проблемах и возможных путях их решения.
Помощь детям с нарушениями речевого общения.
Специалисты  д/с  №1820, обратив  внимание  на  массовые  нарушения  развития  языковых
способностей и мышления дошкольников по сравнению с тем, что было совсем недавно, решили
помочь  детям,  следуя  совету  Ушинского: «Если  же  внимание  ребенка  слабо,  речь  его  очень
отрывиста  и  бессвязна,  выговор  слов  плох,  то  лучше,  не  начиная  методического  обучения,
подготовляйте  его  к  нему  беседой  о  предметах,  окружающих  дитя  или  изображенных  на
картинках…» [1]. Мы  исследовали  возможности  развития  языковых  способностей  и  мышления
современных городских детей путем введения детей в мир экологической культуры с помощью
специальных  текстов,  тестов  и  картинок  на  бумажных  и  электронных  носителях.  Эксперимент
полностью  подтвердил  выводы  современной  науки  о  закономерностях  развития  языковых
способностей человека[2–4].
   Педагоги д/с №1820, вводя детей в мир экологической культуры через речевое общение по
поводу наглядных образцов явлений и объектов природы, убедились, что при этом, действительно,
детей  не  нужно  было  заставлять  учиться  языку  и  мышлению:  дети  с  энтузиазмом  стремились
интерпретировать все вокруг, обсуждая свои представления с педагогами и другими детьми. Дети, у
которых на других занятиях не особенно проявлялась внутренняя потребность слышать и понимать
речь,  на  занятиях  речевым  общением  в  контексте  экологической  культуры  активно  стремились
узнавать  названия  предметов  и  явлений  и  использовать  эти  символы,  демонстрируя  порой
незаурядную работу мышления. Дети утром, уже с порога детского сада спрашивали: «А сегодня
будем отвечать на вопросы?» «А вы не забыли, что сегодня– моя очередь?».
   В конце прошлого века была создана книга «Экологическая азбука для детей и подростков»
[5], в которой обсуждаются экологические проблемы прямо с самими детьми разного возраста. На
основе этой книги я подготовила несколько пособий для занятий с дошкольниками и оснастила их
большим числом картинок из сети Интернет. В комплект пособий вошли: (1) Словарь. (2) Две книги
для чтения: «Азбука экологических проблем» и «Где мы были, что мы видели». (3) Рисуночные
тесты к «Азбуке экологических проблем». (4) Компьютерные презентации обеих книг для чтения.
(5) Обучающие тесты к книге «Где мы были, что мы видели». (6) Азбука правильных дел.
   При занятиях с разными группами детей оказался разным тот путь, по которому наставники
следовали от пособия к пособию, от бумажного носителя к компьютерной презентации и обратно,
решая  основную  задачу:  сделать  ребенка  активным  участником  поиска  знаний  и  работы  с
информацией для лучшего понимания жизненных ситуаций. Успех эксперимента подтвердил, что
современный ребенок усваивает основы экологической культуры, включая их в свой внутренний мир
как реальные ситуации из доступного ему окружения или воображаемые ситуации из мира сказок
[6,7]. Необходимое условие того, чтобы любые интересные и увлекательные занятия по исследованию
природы  вместе  с  детьми,  действительно,  плодотворно  сказывались  на  развитии  языковых
способностей и мышления детей, – полноценное речевое общение между наставником и ребенком.
Задача такого общения– привлечь внимание ребенка к тому, что вполне обычные предметы и
явления вокруг него могут находиться в разном экологическом состоянии. Понять, что же вокруг
хорошо, а что плохо с точки зрения экологии, можно, когда у тебя есть нужные знания. А знания
нужно  уметь  искать.  Помочь  в  этом  могут  специальные  пособия  для  занятий  с  детьми
информационным  поиском  в  области  экологической  культуры.  Комплект  таких  пособий  мы
разработали и апробировали, вопрос в том, как его тиражировать и внедрить а работу д/с?
   Обеспечение экологически грамотного озеленения территорий детских садов.
В СССР существовала единая система из 200000 д/с. Группа специалистов Минобразования
СССР обеспечивала их согласованную работу с помощью единых нормативно-правовых документов
и  контроля  за  выполнением  условий,  необходимых  для  эффективного  функционирования  всей
системы и отдельных ее частей: организационно-управленческих, научно-методических, финансово-экономических и пр.
После распада СССР сеть д/с существенно сократилась: к XXI в. в России
осталось всего около 50000 д/с, но они все еще действовали согласованно под государственным
управлением как общенациональная система. В1994 г. было подписано Министром образования РФ
(Е.В. Ткаченко) и Министром охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (В.И. Данилов-Данильян)
 совместное  Постановление «Об  экологическом  образовании  обучающихся  в
образовательных учреждениях». Вслед за этим было подписано соглашение между Всероссийским
обществом охраны природы (ВООП), Минэкологии РФ и Управлением дошкольного образования
Минобразования РФ о проведении ежегодных смотров–конкурсов по экологическому образованию в
д/с.  Опираясь  на  эти  документы,  подразделения  ВООП  на  местах  могли  получать  финансовую
поддержку из экологических фондов на работу с д/с. Центральный совет ВООП с помощью ученых
последовательно включал научные рекомендации и передовой опыт в условия ежегодных
смотров-конкурсов и программы обучающих проблемных конференций в1997, 1999, 2001, 2003, 2005, 2007 и
2010 г.г.. Сегодня и эти конференции приказали долго жить.
4 Анализируя  опыт  взаимодействия  ЦС  ВООП  с  д/с,  можно  убедиться,  как  по-настоящему
эффективно решаются задачи начального экологического образования и воспитания там, где удается
наладить системно и целенаправленно межведомственные взаимодействия. К сожалению, именно
такая работа представляет для современного российского общества очень трудную задачу. Огромное
количество  благих  намерений  разбивается о  межведомственные  барьеры, главный  из  которых–
сложность передачи бюджетных средств на решение вневедомственных задач. В конце прошлого
века задача усовершенствования участков детских садов как эколого–развивающей среды частично
решалась с помощью экологических фондов. Теперь эта поддержка во многих местах ослабла, а
Минприроды РФ вообще исключило из своих функций заботу об экологическом образовании и
просвещении  населения,  что  сразу  больно  ударило  по  конкретной  практической  работе
зарождающегося  гражданского  общества  с  д/с  на  местах.  Правительственная  реформа 2005 г.
полностью ликвидировала на Федеральном уровне функцию управления системой д/с, передав ее в
регионы и местным органам власти. Кто и что выиграл от такой реформы? – Во всяком случае, не
дети России!
   Большинство д/с России имеют отдельные здания и около1 га хорошо озелененных территорий
для выполнения оздоровительных, рекреационных и эколого-воспитательных функций. Типовой д/с
– это настоящий природно- хозяйственный комплекс, или, по современным понятиям, окружающая
среда, которая должна в режиме устойчивого развития удовлетворять основные потребности ребенка
в здоровом образе жизни, физическом и психическом развитии, обеспечивать его экологическую
безопасность,  предоставлять  условия  и  возможности  для  формирования  основ  экологической
культуры [7]. Д/с могли бы идеально служить в нашем обществе действующими моделями для
повседневного тренинга в экологически безопасном природопользовании и экологически грамотном
использовании ресурсов. Необходимое условие для реализации такого потенциала д/с– эффективная
общественная  поддержка:  помощь  в  тщательном  экологическом  обследовании  всех  сторон  их
работы,  грамотном  анализе  полученной  информации  и  принятии  на  основе  этого  анализа
оптимальных  управленческих решений, помощь в практической реализации научных рекомендаций
[8].  Мой  личный  опыт–  живое  свидетельство  тому,  что  педагогические  коллективы  д/с
восприимчивы к контактам с учеными и после некоторой взаимной «притирки» можно найти очень
много интересных форм совместного творчества. Мешают– бюрократы, которых становится все
больше и больше и которые все дальше и дальше отрываются в своих указаниях от основной задачи
д/с– обеспечивать полноценное развитие детей, вводя их в мир современной культуры.
В 2005-2007 г.г. студенты и школьники по программе “Make a connection” определили все
виды деревьев на участках двух московских детских садов; составили карты-схемы расположения
деревьев; заложили на одном из участков уголок леса. В ходе работы студенты и школьники сами
проводили занятия и игры с малышами, общались с ними, снимали занятия фото- и видеокамерой, а
потом  приходили  к  детям  в  гости  с  портативным  компьютером,  и  таким  образом  малыши
приобщались к современным информационным технологиям. Старшие наставники учили малышей
узнавать деревья, помогали полюбить их. Вместе собирали гербарии из листьев деревьев, создавали
узоры из ягод и семян в пластиковых лабораторных чашечках. Учили, как правильно сделать и
повесить птичий домик, играли в познавательные экологические игры.
   Важно отметить, что средства благотворительных грантов (игрушечных размеров от$800 до
$1000!) молодежь тратила только на расходные материалы: канцелярские товары и комплектующие
для компьютеров, лабораторный пластик, искусственный мех и стройматериалы, саженцы и почву.
Вдохновляла  всех  замечательная  идея: развитие  жизненных  навыков  через  благотворительность.
Есть большая разница в том, с какой идеей брать в руки лопату. Одно дело, когда тебя гонят из-под
палки, непонятно кто и непонятно куда. Другое дело, когда солидная фирма дает тебе средства на
развитие твоих жизненных навыков, и ты берешься рыть землю, чтобы подарить малышам уголок
леса, в котором весной будут радовать глаз первоцветы, а осенью можно будет устроить праздник
Леса для гостей-ветеранов. Отрадно  то,  что  молодежь  в  этой  работе  находила  поддержку,
понимание  и  добрые
квалифицированные  советы  у  специалистов,  весьма  далеких  от  проблем
д/с:  в  Академии
коммунального хозяйства, Мосзеленхозе и Главном Ботаническом саду РАН,
в Ботаническом саду
МГУ и на Звенигородской биостанции МГУ, в Московском Клубе цветоводов
и Всероссийском
институте лекарственных и ароматических растений. Деревья и формируемые
ими сообщества– леса требуют к себе нестандартного подхода,
поскольку срок их биологического существования исчисляется десятилетиями и столетиями. Здесь
требуется  перспективное  мышление  и  необходимость  наличия  у  человека  особых  нравственных
начал,  основанных  на  заботе  о  людях  будущих  поколений.  В  период  с 2009 по2012 г.г.
представления о лесе органично вошли в работу с детьми педагогов и воспитателей детского сада
№1820 г.  Москвы  как  составная  часть  эксперимента «Детский  сад– эталон  экологической
культуры». Были разработаны и реализованы разнообразные проекты с участием  детей от 4 до7 лет:
«Исследование деревьев на территории детского сада». «Изучение свойств древесины». «Выгонка
листьев из почек на срезанных ветках разных видов деревьев». «Птицы нашего города» «Бобры–
строители» «В гостях у леса».
    В занятиях с детьми по теме «ЛЕС», как и при освоении других
разделов,  воспитатели,  специалисты  и  педагоги  дополнительного  образования  используют
интегрированный подход, при котором сочетаются проектно-исследовательская и изобразительная
деятельность,  музыка,  физическая  культура,  игры,  театральная  деятельность,  знакомство  с
литературой,  просмотр  телепередач,  экскурсии.  Большое  внимание  уделяется  организации
самостоятельной деятельности детей.
   Незаменимые богатые возможности для каждодневного общения детей с представителями
естественной лесной флоры в своем непосредственном окружении создает уголок леса, который был
заложен в 2010 г. на участке детского сада с помощью специалистов МГУ и с тех пор продолжает
развиваться  и  пополняться  новыми  представителями  лесной  флоры.  Сейчас  ведется
доукомплектование  его  кустарниками  и  травами  для  создания  образа  полноценного  лесного
сообщества.
   К сожалению, продолжает действовать закономерность, по которой вслед за радостью от
творческой общественной активности следуют огорчения. В наши дни в одном из детских садов,
аккумулировавших  несколько  лет  назад  творческую  энергию  московской  молодежи,  в  итоге
очередных административных реформ уничтожены и экологическая лаборатория, и уголок леса.
И это– не случайность. В московских бюджетах на 2012–2016 г.г., ни Департаментом образования,
ни  Департаментом  природопользования  не  предусмотрена  целевая  поддержка  развития  участков
детских садов с учетом современных научных рекомендаций по экологической культуре озеленения
вопреки угрожающей тенденции устилать участки плиткой и оснащать исключительно средствами
физического  развития  детей  в  ущерб  их  эстетическому,  нравственному  и  интеллектуальному
развитию. Вряд ли ретивые менеджеры, изобретающие все новые и новые пути реформирования
образования,  напрямую  преследуют  цель  ликвидировать  у  подрастающего  поколения  России
способности к мышлению. Скорее всего, они даже не догадываются о том, какую роль в развитии
мышления детей играет непосредственное общение с природными объектами. Однако, даже если и
нет злого умысла в обеднении природной среды на участках детских садов, приведет это к тому, что
мы получим в ближайшем будущем катастрофическое возрастание количества детей с недоразвитой
устной  речью (и,  соответственно,  мышлением!).  Чтобы  предотвратить  такие  последствия,
необходимо всеми мерами обеспечить детским садам поддержку просвещенной общественности
[8–18].
   Начиная с 2000 г., МОО «Женщины в науке и образовании» систематически включает работу
с дошкольниками в программы своих конференций [www.awse.ru]. В 2003 г. студенты Астраханского
технического  университета  провели  исследование  экологического  состояния  территорий8 д/с  в
городе  и  доложили  результаты  своей  работы  на  конференции  МОО «ЖНО». В 2006 г.  на
конференции МОО «ЖНО» в Дубне педагоги и ученые обсудили опыт исследования экологических
проблем д/с студентами университета«ДУБНА». В 2012 г. на XIX Международной конференции
«Математика.  Компьютер.  Образование»  были  представлены 9  сообщений  о  результатах
эксперимента по внедрению концепции «Детский сад– эталон экологической культуры» в условиях
XXI века московским д/с №1820. Буду рада, если поднятый в этой статье круг проблем заинтересует
просвещенную  общественность  и  вызовет  к  жизни  реальные  конкретные  формы  поддержки
полноценного функционирования близлежащих детских садов вопреки активности непросвещенных
бюрократов.
   «Научное образование так необходимо для нравственного поведения, что невежество
следует отнести к наиболее безнравственным явлениям. Мать, по невежеству
воспитывающая своего ребенка против гигиены, ведет себя безнравственно относительно
своего потомства, несмотря на свои чувства симпатии…То же самое можно сказать и
относительно правительства, игнорирующего законы природы, которые управляют жизнью
человека и общества» (И.И. Мечников— русский и французский зоолог, эмбриолог, иммунолог, физиолог и
патолог. Один из основоположников эволюционной эмбриологии, первооткрыватель
фагоцитоза и внутриклеточного пищеварения, создатель сравнительной патологии
воспаления, фагоцитарной теории иммунитета, основатель научной геронтологии, лауреат
Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908).)
Вполне конкретными шагами в направлении экологически грамотного озеленения территорий
детских садов могут стать:  расширение разнообразия видов деревьев и кустарников;  ландшафтный
дизайн; уход за уже существующими посадками и т.д. и т.п.
  
    Литература:
1.  Ушинский К.Д.. «Родное Слово: Книга для детей и родителей». – Новосибирск, 1994.
2.  Лисина М.И. «Общение, личность и психика ребенка». – Москва-Воронеж, 1997.
3.  Выготский Л.С.«Психология развития как феномен культуры». – Москва-Воронеж, 1996.
4.  Лоренц К.. «Оборотная сторона зеркала». – М., 1998.
5.  Асланиди  К.Б.,  Малярова  М.А.,  Потапова  Т.В.,  Рыбальский  Н.Г.,  Цитцер  О.Ю..
"Экологическая азбука для детей и подростков". – М., 1995.
6.  Асланиди К.Б., Потапова Т.В.«Концепция экологического воспитания дошкольников» //
Мир психологии, 1997. №1.
7.  Потапова Т.В. (Редактор-составитель) «Детский сад- эталон экологической культуры» - М.,
2004.
8.  Т.В. Потапова, О.В. Морозова, В.А. Волков. 2002. "Повестка дня на21 век для дошкольных
образовательных учреждений". // Управление ДОУ. №3. Стр.108-118.
9.  T. Potapova.  «School children as EE teachers for pre-school age children». // CONNECT, Sept.
1995.
10. К.Б.  Асланиди,  Т.В.  Потапова. 1996. «Привлечение  школьников  к  экологическому
воспитанию дошкольников». // "Известия Японского Фонда защиты дикой природы, апрель
1996. Стр.5-7. (яп. яз.).
11. Т. В. Потапова. 2011. «Экологическая лаборатория в детском саду» // Методист ДОУ №7.
Стр.4–44.
12. Т.В.  Потапова. 2003. «Роль  исследовательской  деятельности  студентов  и  школьников  в
решении  проблемы  экологической  безопасности  детских  садов». //ТезисыVIII
Международной  конференции«Нелинейный  мир:  Образование.  Экология.  Экономика.
Информатика» (15-20 сентября2003 г., Астрахань).
13. Т.В. Потапова и др. 2006. «Молодежный исследовательский проект в помощь детскому саду»
// ТезисыXIII Международной  конференции«Математика.  Компьютер.  Образование». (г.
Дубна. 23-28 января2006 г.). Стр.338.
14. Т. В. Потапова. 2007. «Праздник леса в детском саду» //«В мире науки» №1: стр.88-89.
15. Т. В. Потапова. 2009. «Семинар нерешенных проблем: векXXI». М.: «У Никитских ворот» –
336 с.
16. Web-сайт «Ученые– детям»[http://kids.genebee.msu.su].
17. Web-сайт «Детские проекты»[www.kidworks.ru].
18. Т. В. Потапова. 2011. «Приобщение дошкольников к идее устойчивости взаимодействий
человека и природы» // Сб. «БИОСФЕРА-ПОЧВЫ-ЧЕЛОВЕЧЕСТВО: УСТОЙЧИВОСТЬ И
РАЗВИТИЕ:  Материалы  Всероссийской  научной  конференции,  посвященной80-летию
профессора А.Н. Тюрюканова. – М.: Фонд«Инфосфера» - НИА-Природа. Стр.322-331.


  • 1

Free adult galleries

(Anonymous)
Shemale sex
http://asianshemales.replyme.pw/?private.angelina
shemails.com shemans sex shemaler sex videos tranys.com

Tour in Verona.

(Anonymous)
“Adoro viaggiare in Segway”. Il modo migliore per cadere in amore con Verona in nessun tempo!
Quando si dispone di un breve tempo a coprire una citta, questo e un ottimo modo per farlo. Mi e piaciuto molto il nostro tour e guida. L'audio e stato un po' difficile, ma la guida li ha tenuti lavorando. Quando il suo caldo, questo e un ottimo modo per andare in giro e stare un po' fredda. Verona e una citta facile accesso per segway intorno. Abbiamo visto tutti i principali siti e ci hanno dato una buona sensazione per il layout della citta. Siamo stati in grado di tornare a pochi posti il giorno successivo per un po' di tempo.

https://www.regiondo.it/segway-historic-tour-in-verona

[b]Book Now[/b] ''' http://segwayverona.com/

https://eu5.bookingkit.de/onPage/detail?e=2202759fc95947e409b3435a7ae87161&preview=true&lang=it

  • 1