?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Педагогическое творчество в работе с одаренными детьми и детьми с особыми образовательными потреб...
irina_goud
Дорогие друзья, коллеги!
Следующими двумя материалами - профессора Евгении Александровны Солодовой (Москва, Военная академия Ракетных войск  стратегического назначения им. Петра Великого) и профессора Надежды Васильевны Аммосовой (Астрахань, Астраханский государственный университет) мы начинаем обсуждение проблем, идей, педагогических методов и практических разработок, связанных с обучением и развитием одаренных детей и детей с особыми образовательными потребностями.


КАК НАЙТИ ТЕМУ ДЛЯ УЧЕНИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ?


Аммосова Н.В.

Многие учителя затрудняются при выборе темы исследовательской работы для каждого  учащегося, ведь материал, с которым будет работать учащийся, должен быть для него интересным и личностно значимым, а проблема решаема и посильна.

Можно сформулировать общие требования и рекомендации, которыми целесообразно, на наш взгляд,  руководствоваться при выборе исследовательской темы для учащегося. Это:

1.      Социальная значимость проблемы и итога ее решения, т. е. проблема такова, что к работе школьника над ее разрешением окружающие (учителя, родители, соседи, сверстники) отнесутся с пониманием и одобрением;

2.      Практическая направленность области исследования, т. е. результат решения проблемы имеет реальное воплощение;

3.      Тщательно выявление познавательных интересов школьника;

4.      Развитие творческой активности и самостоятельности ученика, ведущих к формированию у него исследовательской позиции;

5.      Обсуждение возможной проблемы (или области исследования) коллективом (хорошо, когда в состав такого коллектива входят учителя-предметники, учащиеся разных возрастов, студенты разных факультетов, часто и учителя начальных классов);

6.      Внимательное чтение научно-популярной литературы, в том числе, и приложений (библиотечки) к журналу «Квант», книг по подготовке к ЕГЭ и ГИА, а порой и научной литературы.

Остановимся на последних моментах. Действительно, практика показывает, что очень часто исследовательская задача обнаруживается в каком-то абзаце научно-популярной книги или даже в каком-то предложении. Приведем примеры.

Пример 1. Многие учащиеся знакомятся с книгой Штейнгауза Г. «Математический калейдоскоп» [2]. Однако не всем видна проблема, решением которой можно заняться. Два абзаца на с. 50-51, в частности, предложение на с. 51: «применение шестиугольной сетки позволяет уменьшить максимальное расстояние точек области до ближайших центров», - составило основу для исследовательской работы учащегося. Действительно, ученику показалось это не очевидным, и он предположил, что надо рассмотреть разные сетки: из правильных треугольников, квадратов, правильных шестиугольников. Другой ученик продолжил это предположение: он сказал, что в качестве исходной фигуры следует взять и окружность. Учащиеся стали обсуждать, о каких именно расстояниях в читаемом предложении идет речь. Развернулась дискуссия, в которой приняли участие школьники разных возрастов, студенты-практиканты и присутствовавшие при этом учителя.

В итоге детального изучения вопроса были сформулированы шесть вспомогательных задач, в результате решения и анализа которых получены основные результаты. В процессе обсуждений большинство учащихся потеряли интерес к этой проблеме по разным причинам, и остались два ученика, которые и выполнили соответствующую исследовательскую работу.

Прежде всего, занялись формулированием проблемы.

Постановка проблемы выбора обувных колодок. Ширина и длина ступни у всех людей разные. Фабрика, желающая производить обувь (мужскую или женскую), должна получить через обувные магазины замеры стоп большого числа покупателей. В результате на измерительной дощечке появится много точек.  Однако окажется, что подавляющее большинство этих точек расположатся довольно кучно, т. е.  заполнят некоторую область. Только некоторые точки выйдут за пределы этой области. Для этих единичных (аномальных) стоп фабрика будет шить обувь по индивидуальному пошиву, на заказ. Для остальных (нормальных) стоп можно ограничиться определенным числом типов обуви разной ширины и длины, например, 27-ю. Тогда фабрика должна изготовить 27 различных обувных колодок. Возникает проблема: как выбрать размеры этих колодок? Ведь 27 точек надо нанести на дощечку так, чтобы каждая точка выделенной области оказалась как можно ближе к одной из них.

Далее появилась необходимость математизировать высказанные ранее суждения. Это было сделано в виде формулировок задач.

Система подводящих, выдвигающих гипотезу, проверяющих и уточняющих задач. Последовательность рассмотренных ниже задач является примером сведения основной задачи 7, возникшей из потребностей практики, к системе подводящих задач 1-4, а также системе задач, способствующих выдвижению гипотезы в заключении задачи 4, и системе последующих задач, проверяющих справедливость гипотезы и уточняющих ее.

После решения проблемы выбора обувных колодок теоретическим путем был изготовлен прибор, позволяющий устанавливать размер той или иной стопы. Эти результаты используются в обувной промышленности.

Задача 1. Предположим, что плоскость «замощена» правильными п - угольниками так, что два соседних многоугольника имеют в точности одно общее ребро. Показать, что п может принимать лишь значения 3, 4, 6.

Задача 2. Какой длины сторона участка площадью 1 га, если участок имеет форму квадрата? Правильного шестиугольника? Правильного треугольника? Сделать вывод.

Задача 3. Найти длину изгороди участка в 1 га, имеющего форму квадрата, правильного шестиугольника, правильного треугольника. Сделать вывод.

Задача 4. В поле обнести забором  2,3,..., 16  участков площадью  в  1  га  каждый, формы: а) квадрата, б) правильного шестиугольника,  в) правильного треугольника, так, чтобы расход материала на изгороди был наименьший.

Задача 5. Оценить степень удаленности точек данных фигур от их центров для окружности, квадрата, правильного шестиугольника, правильного треугольника.

Задача 6. Обобщить результаты, полученные в решенных задачах. Сделать выводы.

Разрешение сформулированной проблемы

Задача 7. Как выбрать размеры этих колодок?

Демонстрация и применение изготовленного прибора: описание и демонстрация прибора, принцип его работы. Учащиеся определяли  затем размеры  обуви у всех знакомых с помощью сделанного прибора.

С этой работой выполнившие ее учащиеся принимали участие в конференциях разного уровня (школьной, городской, областной «Малая академия наук» при ОЦРТДЮ, г. Астрахань; Всероссийской «Организация исследовательской деятельности в системе учебных предметов в образовательных учреждениях», г. Астрахань; федеральной «Юность. Наука. Культура», г. Обнинск)

В процессе выполнения этой исследовательской работы у учащихся развивались умения анализировать, планировать, прогнозировать, делать выводы, обобщения, сравнения, наглядно представлять промежуточные результаты (в виде таблиц, рисунков и др.) и итоги работы, делать презентацию выступления.

Большой интерес и творческую активность учащихся вызывает исследование возможностей обобщений некоторой  задачи, решение целого ряда родственных ей задач, полученных варьированием ее условия или вопроса. Иногда классическая задача приводит к интересным практическим следствиям. Так случилось с одной из задач Ж. Адамара, после работы с которой учащиеся (6-8 классы) приходят к построению сложного паркета.

Пример 2. При решении задач на доказательство методом движений на факультативных занятиях рассматривалась задача  из книги Ж. Адамара  «Элементарная геометрия»,  т. 2, задача 45 (1) на с. 61. Кстати, она может быть рассмотрена и на уроке. Важно только не пропустить учащихся, заинтересовавшихся этой задачей, с целью организации их последующей исследовательской работы.

Задача (Ж. Адамара). На сторонах произвольного треугольника АВС построены вне его квадраты АВМР и СВNQ. Доказать, что отрезок MN перпендикулярен медиане ВD и вдвое длиннее ее.

Статья Н.В. Аммосовой по техническим причинам размещена здесь не полностью. Запрос на получение всего текста  просим направлять по адресу нашей электронной почты - projedu2012@mail.ru
Текст будет выслан по указанному в запросе электронному адресу почты.  



  • 1

Unencumbered galleries

(Anonymous)
After my altered devise
free cool apps for android android smartphone unlocked free backgrounds for phones download in wallpaper download game free android tablet
http://pornandroid.adultnet.in/?diagram.maeve
htc wildfire review sexy videos of kareena free adult mmorpg games hd background 1080p porno walpeper

Лекарственные препараты для эрекции. Средства повышаю

(Anonymous)
Продукт Eroctive для потенции представляет ценность для мужчин, имеющих проблемы в половой жизни. Состав препарата eroctive.bxox.info

Alergyx – средство от аллергии. Показания к

(Anonymous)
Alergyx – это уникальная, безопасная и эффективная комбинация растительных экстрактов, которая, будучи принятой внутрь, уже в течение 10 минут блокирует реакцию организма на аллерген, останавливая или предотвращая проявление аллергии. Полный курсовой прием препарата в течение 30 дней полностью избавляет от хронических форм недуга, очищает от токсинов и восстанавливает организм.
ALERGYX помогает нашему телу выработать собственные «блокирующие антитела», которые НАВСЕГДА ИСКЛЮЧАТ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОВТОРНОГО ВОЗНИКНОВЕНИЯ АЛЛЕРГИИ.
Официальный сайт: http://alergyx.bxox.info

  • 1