?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Потенциал и перспективы развития образования в России
irina_goud

         Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию тезисы к проекту «Потенциал и перспективы развития образования в России» доцента Филиала Российского государственного социального университета в г. Воронеже, кандидата политических наук Г.В.Черниковой.

СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Трансформационные процессы, происходящие в российском обществе, довольно ярко обнаруживаются и в сфере высшего образования, что придаёт проблемам и перспективам развития последнего особую актуальность.

Повышенное внимание со стороны теоретиков и практиков к отечественной системе образования в последние годы вызвано многими факторами. Прежде всего, тем, что институту образования и, в частности, высшей школе принадлежит ведущая роль в подготовке и социокультурном воспитании профессиональных кадров для практически всех сфер экономики, а, следовательно, в воспроизводстве и развитии общества и различных систем жизнедеятельности.

Другой фактор связан с включением российской образовательной системы в Болонский процесс, повлекшим за собой ряд существенных изменений: отбор абитуриентов с помощью процедуры ЕГЭ; целевое финансирование студентов посредством ГИФО, образовательных кредитов; создание новой системы государственных стандартов; административную реформу вузов и т.д.

Следующий важнейший фактор связан с концептуализацией нынешней правящей элитой программы модернизации страны, основными категориями которой стали «инновационная экономика», «эффективная социальная сфера», «открытая, гибкая политическая система» и т.д. [3]. Аппелирование к интеллектуальной аудитории, в том числе в среде молодежи и среднего класса, создание инновационного центра «Сколково», Общероссийского народного фронта (ОНФ), призванного, помимо прочего, инициировать новые идеи -  свидетельствуют о том, что интеллектуальные элиты рассматриваются власть имущими в качестве опоры для осуществления модернизационного проекта.

Внимание теоретиков и практиков к рассматриваемой проблематике обусловлено также наличием ряда кризисных явлений системного характера, которые накапливались в сфере образования не один год. Среди них исследователи отмечают следующие:

–       несформированность системы непрерывного образования;

–       доминирование «знаниевой» парадигмы над «компетентностной», формирующей умения работать как со знаниями, так и с информацией и технологиями;

–       массовизация за счёт увеличения коммерческих наборов и вследствие этого превращение образования в операцию купли- продажи услуг;

–       рост дефицита профессионализма: усреднение, стандартизация, снижение образовательного уровня, размывание границ профессиональных групп  [2].

Таким образом, вследствие этих и других факторов современное развитие отечественной системы образования, включая высшее, приобрело характер постоянно возобновляющегося инновационного процесса, содержащего в себе множество противоречивых, часто конфликтогенных узлов, зон. Часть из них связана с самими внедряемыми новациями, другая часть восходит своими истоками в дореформенный период.

Комбинация указанных факторов обуславливает так называемый синергетический эффект, формирующий систему новых вызовов практически для всех субъектов образовательной деятельности в высшей школе. Речь идет о том, что наряду с традиционными (образовательной, исследовательской, воспитательной и др.), перед системой отечественных вузов встают новые задачи. В частности, инновационная задача или функция, требующая активного влияния университетов на социальную жизнь людей через инновационную деятельность.

Очевидно, однако, что для большинства отечественных вузов осуществлять как традиционные так и новые функции с каждым годом становится все более затруднительно. Во-первых, из-за отсутствия четко сформулированной инновационной парадигмы нынешнего отечественного образования. Последняя соответствующая концепция, рассчитанная на период до 2010 года, датируется 2002 г. не учитывала в полной мере всех современных реалий [1]. Во-вторых (и главным образом), из-за нехватки достаточных финансовых средств. Каких-либо существенных прорывов в эффективном финансировании науки и высшего образования, а стало быть — в положении ученых и преподавателей констатировать не приходится.

В основе государственной политики в отношении рассматриваемой отрасли доминирует установка на поддержку, прежде всего, крупных организационных структур, ведущим  инновационную  деятельность. Остальные обречены на роль аутсайдеров и естественное умирание.

Думается, что при сохранении подобной стратегии в сфере высшего образования можно будет и далее наблюдать неприглядную картину отечественной действительности: старение научных кадров, отток ученых и преподавателей (занимающихся научными исследованиями) в другие сферы деятельности и за границу, резкое снижение престижности научных и педагогических профессий, а модернизационный проект развития страны рискует остаться не более чем лозунгом.

________________

1. Приказ Министерства образования РФ от  11.02.2002 № 393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html.

2. Васильева, Е.Н. Инновационная парадигма российского социокультурного образования ХХI века. [Электронный ресурс] / Е.Н. Васильева. -  Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. Тюмень. 2007. - Режим доступа: http://vak.ed.gov.ru/common/img/uploaded/files/vak/announcements/sociol/VasilevaEN.doc.

3. Россия, вперёд! Статья Дмитрия Медведева 10.09.2009. [Электронный ресурс] - ежим доступа: http://www.kremlin.ru/news/5413.